День 14 июля, события в разные годы

1075

События, связанные с Уфой и произошедшие в этот день много лет назад.

Первая профессиональная пожарная часть в Уфе (современное фото)

Первая профессиональная пожарная часть в Уфе (современное фото)

14 июля 1816 года на деньги горожан в Уфе была построена первая профессиональная пожарная часть. Располагалась она по адресу Большая Казанская, 14. Сейчас это улица Октябрьской Революции, причем номер дома у действующей части остался тот же. На спасительное для деревянных построек и нужное для всего города учреждение «скидывались» помещики, промышленники, владельцы лавок и харчевен, купцы и простые жители.

Суммы фигурировали немалые. Известно, что в 1829 году на обновление первой пожарной части и строительство ещё одной выше по улице жители совокупно собрали почти полмиллиона рублей. Бумажные ведомости с указанием сумм и фамилий горожан до сих пор хранятся в Центральном государственном историческом архиве республики.

В обеих частях уфимской «пожарки» в те времена служили 95 человек.

Марат Ильясович Латыпов (1927-2008).

Общественно-политический деятель М.И. Латыпов

14 июля 1927 года в Саратовской области родился известный общественно-политический деятель Башкортостана, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и ордена Октябрьской Революции Марат Ильясович Латыпов (годы жизни: 1927–2008).

Он прошел трудовой путь от сменного мастера Сибайского медеплавильного завода до председателя Государственного комитета БАССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (в 1975-1988 годах).

Именно под его началом полиграфическая отрасль в БАССР получила важный импульс к развитию. В республике открылось около 20 Домов печати, были установлены печатные станки, многие из которых работают и сегодня.

Профессор Петр Петрович Бородавкин

Профессор П.П. Бородавкин

14 июля 1930 года родился заслуженный деятель науки РФ и БАССР, лауреат Государственной премии СССР, премии имени И.М. Губкина, доктор технических наук и профессор СССР Петр Петрович Бородавкин. Он руководил подводно-техническими работами при прокладке газопроводов в разных уголках России, работал на горных реках Егорлык, Рассыпная, Дон, Северный Донец.

Закончил аспирантуру Ленинградского политехнического института, после чего стал преподавателем в Уфимском нефтяном институте (УГНТУ) и активно занимался научными разработками. С 1971 года переехал в Москву, где продолжил научную деятельность. Написал более трех сотен научных работ, посвященных нефте- и газопроводам, в том числе десятки учебных пособий и монографий.

Завод «Красная Заря» в Ленинграде

Завод «Красная Заря» в Ленинграде

14 июля 1941 года, в первые недели Великой Отечественной войны, бюро Башкирского обкома ВКП(б) постановило разместить в Уфе эвакуированный Ленинградский завод телефонной аппаратуры «Красная заря» (завод № 628).

Предприятие стало одним из десятков подобных, перевезенных в начале войны в Уфу. Разместилась «Красная заря» на площадках местных учебных заведений (в корпусах сельскохозяйственного, педагогического институтов и строительного техникума).

Производственные мощности были перевезены не только в Уфу, а также в Москву и Пермь, кроме того, заводские площади «Красной зари» работали и в Ленинграде даже в 1942—1943 годах, выпуская военно-полевые аппараты и станции.

После войны предприятие работало с переменным успехом до 2012 года, когда окончательно прекратило свое существование. Ныне здание завода на Большом Сампсониевском проспекте в Санкт-Петербурге совершенно заброшено.

Речное судно на подводных крульях типа «Ракета»

Речное судно на подводных крульях типа «Ракета»

14 июля 1961 года состоялся первый в истории Бельского речного пароходства рейс теплохода на подводных крыльях типа «Ракета» по маршруту Уфа – Бирск (длина 194 км). Пассажиры ставшего регулярным рейса сразу заметили разницу: время в пути составило всего лишь 3 часа 15 минут. До этого, на обычных речных судах, такое путешествие отнимало ровно половину суток.

Таким образом, в Уфе «Ракета» стала использоваться спустя 4 года после своего создания и через 2 года после обкатки в Москве. В настоящее время эти судна в России ходят только по рекам Обь и Лена. Кстати, в списках Бельского речного пароходства до сих пор числится одна «Ракета-125» 1966 года выпуска.

Такие события характеризовалось 14 июля в истории Уфы. Благодарим за составление основы списка газету «Вечерняя Уфа» и лично Рашита Аюпова.

 

·
Анна Куликова

Материалы по тематикам творчество, история, спорт и городское хозяйство.


Статьи и комменты

Оставить коммент

Ваш e-mail не будет опубликован.

Популярные запросы

UrbanБайрам ФК Уфа Ялалов бизнес блогеры вело всемирные игры канадцы книга концерт мди мчм об Уфе рейтинги умпо уфа-арена фестиваль хоккей чемпионат в Уфе экскурсия
Яндекс.Метрика